Балийская свадьба

Как многие красивые фильмы про любовь кончаются свадьбой, мои рассказы о красоте Бали и балийской культуры закончатся описанием традиционной свадебной церемонии. Будет, правда, еще пост о безумно красивом музее Антонио Бланко, но это история совсем о другой любви - итальяно-балийской. А сегодня мы познакомимся с... ээээ Ваяном и Ваяной )) Вернее обоих, жениха и невесту, зовут одинаково - Ваян, и я не знаю как их склонять и надо ли это вообще.
Итак, хозяин нашего дома, Суди, зная, как мне интересно все балийское традиционное, пригласил меня на свадьбу его соседа, которая была назначена на 24 сентября в 6.30 утра. Время свадьбы меня немного удивило, но я чудом нашла в себе силы поднять свое тело в такую рань, обернуть его в саронг и явиться ко двору ))

Только что рассвело, народу пока мало. Отец жениха о чем-то молится.
1

Но во дворе уже полно тетушек, знакомых и незнакомых мне, которые удачно совмещают подготовку ритуальных вещей для церемонии с чёсом языками.
2

Солнышко уже начало пробиваться по двор. Тетушки прямо тут же на скорую руку шустро плетут корзиночки для подношений.
3

И тут не забывая обсудить последние деревенские новости.
4

Самая смешная и общительная тетушка (при этом ни слова не говорящая по-английски) борется с кокосом.
5

Она - единственный человек на этой свадьбе, который попросил ее торжественно сфотографировать.
6

В это время приготовили загадочные бамбуковые палки с повешенной между ними монетой. Потом жених с невестой прошли между палками, порвав веревочку, но я это не успела снять.
7

А вот и хозяин дома, Суди, с дочкой Ишей.
8

Иша такой крупный ребенок, что в свои 13 месяцев еще не умеет ходить, но всё будет. А Суди - очень добрый дядька. Жених и невеста на самом деле ему даже родственниками не приходятся. Жених из семьи скромного достатка, которая живет на территории двора Суди в небольшом доме. Когда-то Отец Суди приобрел эту землю, но не стал прогонять людей, которые там жили и которым некуда было съезжать. Суди предложил провести свадебные церемонии в своем дворе и семейном храме и все организовал со своими родственниками, в том числе последующую поездку в Чандидасу на прощальные церемонии в доме невесты.
9

Друг за другом во двор стали приходить женщины со всей деревни. Все несли на головах большие корзинки и миски с рисом - вареным и сырым. Как объяснил Суди, это традиция. Каждая семья в деревне отправляет новой семье гонца с самым важным местным продуктом.
10

Женщины эти на самом деле могут остаться гостями на свадьбе, т.к. считаются приглашенными, но они в основном приходят, оставляют рис и уходят по своим делам, лишь краем глаза взглянув на приготовления и церемонию и обменявшись парой фраз с присутствующими. А у входа группой парней организована "приемная". Парни эти - добровольцы из деревенской общины банджар, которая занимается помощью в подготовке и организации общественных и вот таких крупных семейных событий. Если вы будете на Бали и увидите хоть какой-нибудь праздник или крупную церемонию, обязательно заметите там группу мужчин в одинаковой или очень похожей одежде, которые все разруливают - места на стоянке, трафик на подъезде, переноску вещей туда-сюда и прочее. Или как здесь - приемку риса )
11

Жених тоже участвует, пока не появилась невеста. Вот он наклеивает фамилии семей на корзины с рисом, чтобы не попутать и после использования вернуть емкости правильным хозяевам.
12
Женщины все не кончаются, и к концу церемонии этих корзин с рисом становятся такие горы, что я не могу понять, кто же его потом смог съесть.

Вот появляется невеста. Стесняется.
13
Ваян и Ваян сегодня станут мужем и женой, а также новой ячейкой деревенского банджара.

Небольшое лирическое отступление об именах. Если вы уже были на Бали, вы наверняка знаете, что у балийцев, грубо говоря, только четыре имени. Первого ребенка в семье называют Ваян (Wayan, означает "старший"), второго - Мадэ (Made, "средний"), третьего - Ньоман (Nyoman, "новый" или "младший"), четвертого - Кетут (Ketut), независимо от пола.
С Кетутом отдельная хитрая история, которую я не до конца постигла. Если рождается пятый ребенок, все начинается снова от Ваяна. Ваян иногда заменяется на Геде (Gede) или Путу (Putu), Мадэ - на Ненга (Nengah), Ньоман - на Команг (Komang). Замены эти зависят от кастового положения или от места проживания. Например, в Сингарадже вместо Мадэ - Кадэ или Кадэк. Но не все так ограничено, как на первый взгляд, хоть вы и заметите, что кругом действительно сплошные Ваяны и Мадэ. Есть еще семейные домашние имена, как у Суди (на самом деле он Мадэ) и Иши. А также есть еще "королевские" имена, такие как Агунг, Нгура, Густи, Дэва.

Сегодня перед нами свадьба двух первенцев (скорее всего) из семей невысокой касты и низкого достатка. На невесте хоть и есть "золотой" головной убор, но все же ее наряд в целом очень скромен, а жених и вовсе одет почти как на обычный праздник.

Скромность скромностью, но всех ритуалов должно быть как положено много и священников столько, сколько надо. А надо, видимо, три. Они уже собрались, и старший начал молитву.
14

Тетушки зажгли благовония и стали еще важнее в своей значимости )
15

А отец жениха тоже что-то весело поджег.
16

Задымил весь двор, стало еще таинственнее и красивее.
17

Но таинственность и торжественность эту чувствовала, видимо, одна я. Дальше началась, собственно, сама свадьба - череда ритуальных действий, после которой молодые стали семьей. Но на протяжении всех церемоний на жениха и невесту не обращал внимания никто, кроме священников и тетушек-помощниц. Все остальные человек 30-40 болтали о своем в разных углах двора, ели и занимались чем угодно, только не вниманием к молодым )) Мне было странно, а им всем - в порядке вещей. Словно Ваян и Ваян каждый день женятся.

Жених и невеста толком не знали что делать, тетушки помогали и рулили. Эмоции у всех - как за мытьем посуды )))
18

Что только ни делали. Все было наполненно жирным символизмом. Кое о чем мне поведали, но большая часть тело- и смыслодвижений так и осталась загадкой.
19

Красную ниточку за ухо.
20

Яйцом вдоль животов. Ну тут вроде ясно к чему.
21

Кстати, читала, что балийцы играют свадьбу тогда, когда потенциальная невеста беременеет (но это не "по залету" как у нас, совсем другой смысл), и у пар добрачный секс вовсе не является табу. Беременность девушки доказывает, что она в состоянии продолжать род, и тогда ее охотно принимают в новую семью.

Вода через "решето".
22

Катание различных предметов туда сюда: кокосы, связки бананов, яйца и много чего еще. Вроде как символизирует то, что молодые теперь будут делиться друг с другом всем на свете.
23

Три раза Ваян с мотыгой и Ваян с корзиной нарезали круги по двору.
24

Ритуально помешивая что-то в горшочке.
25

Проткнули ржавым крисом плетенку из пальмовых листьев.
26

И перешли к молитвам и ритуалам со старшим брамином.
27

На заднем плане видно судачащих и едящих тетушек. Мне тоже предложили чай со сладостями, но мне ж единственной было интересно поглазеть на свадьбу, а не макать печеньки в чай ) Я вовсе не осуждаю гостей, просто это было так странно и ново для меня. И в то же время это выглядело так непринужденно и естественно. Хотела бы и я, чтобы меня на моей свадьбе не теребили "горьками".
28

У второго брамина молодые сидели с родителями жениха.
29

За их спинами вовсю жарили угощения.
30

У каждого из трех браминов повторялись жесты и движения с цветами в руках. Сначала с одиним цветком, потом с другим, затем с веточками какими-то. Хотела бы я знать все эти значения, но ничего подробного в сети не нашла, сплошные "сыграйте свадьбу на Бали за 500 долларов" и в лучшем случае о том, что означают пара основных ритуалов.
31

Рис не перестают приносить.
32

У третьего брамина все повторяется.
33

34

Затем как-то без лишней помпы двумя улыбками жениха и невесты церемония завершилась. Ваян и Ваян остались позировать кому-то для фотографии ("ура! кто-то нас заметил!")))), а я ушла домой досматривать сны.
35

Молодые и семья Суди в обед уехали в Чандидасу, чтобы сделать церемонию прощания невесты с родным домом. Теперь она будет жить у жениха. Почти все невесты делают так, но говорят, что если у невесты нет брата, то жених сам переезжает в ее дом, прощаясь со своей семьей как ее член и готовясь продолжать чужой род. Вот такие дела свадебные на Бали.
36

Поддержать нас ссылкой:

Потеряли форму комментирования? Найти!

Балийская свадьба: 55 комментариев

  1. Интересно, а они увидят эти фотографии? Я имею ввиду жениха и невесту и эту тетушку, что попросила сфотографироваться.

  2. наверное, это и хорошо, что гости были достаточно далеко и не мешали церемонии 🙂 всё-таки древний магический ритуал...
    и на наших свадьбах я бы гостей с их разговорами подальше бы "убрала" :)))
    на своей следующей свадьбе (если будет) вообще без гостей хочу 🙂

    • и мне фото против света с женщиной и тенью понравилось....
      жаль, фотографии не передают запахов, интересно, как пахнет тот дым, что устроил отец жениха 🙂
      и отдельное спасибо за фото, где руки брамина - и красиво, и кольцо интересное с зелёным камнем (кому что, а я украшения везде замечаю)

    • "Папироска" - вкусная местная сигарета с гвоздикой и сладким фильтром, народное курево, но это по сравнению с папиросами дикое эстетство ))) А наколки - ничего такого, юношеское баловство ) Так что совсем ничего общего с привычными нам характерными типками с папиросками и наколочками.

  3. Какой замечательный пост, как, впрочем, и все остальные. Читаю Вас, Настенька, постоянно, редко комментирую - бизнес!))))

    Обратила внимание, что на всех гостях женского пола кружевные кофточки, как и на невесте. Это мода? Из чего они сделаны? шелк? синтетика? В жару в синтетике-то особо не походишь, вон как лица солнцем выжжены...

    Каждый раз, рассматривая ваши фотоэкскурсии, словно бываю в тех местах, даже запахи чувствую - благовоний, цветущих деревьев, пыли, яств...

    А куда они столько риса-то девают? Сырой понятно, с ним ничего не случится, а вареный???

    • Спасибо! Только я Маша )))
      Кружевная кофточка - кебайя, традиционная блузка балиек, а еще такие носят кое где на Яве и в Малайзии. Это и традиция, и мода своя там тоже есть - разные фасоны и материалы, кружево у кого тоньше и сложнее. Точно из чего сделаны не знаю, на шелк не похоже. В жару в них отлично, я пробовала, они ж почти невесомые и "дырявые" вон какие )) Хуже, что у балиек положено под блузкой обязательно носить корсет из плотной ткани с резиновыми или какими-то другими эластичными нитями. Вот в нем очень жарко. Но все ради фигуры, а в корсете фигура куда стройнее.
      Лица у них совсем не выжжены! Выжженные лица у степных монголов и горных тибетцев ) А балийки просто смуглые. Молодые при этом постоянно защищаются на солнце кремами, на скутерах ездят укутанные и в перчатках, то есть в этом плане очень хорошо следят за собой.

      Про рис я уже написала, что сама не знаю, куда они его в таких случаях девают. Ответ Суди про это я не поняла, у нас у обоих английский так себе.

      • Супер! Конечно же, МАШЕНЬКА! Посмотрела на Вашу фотку, прочла фамилию - Дубровская и вспомнила свою ученицу Настю Дубровскую... Простите, ради Бога!

        Машенька, а есть ли у Вас на сайте пост про моду и косметику в разных странах? Мне это очень интересно... Фотографии супер класс! И еще - расскажите, что вас в народных рукоделиях больше всего удивило.

        • Спасибо!
          Нет, постов про моду и косметику нет. Наверное потому, что я не следую моде, не использую косметику, то есть мне это не интересно.
          А вот из рукоделий, вернее, из ремесел... даже сложно что-то одно выделить. Балийцы столько красивых вещей делают из чего угодно! Я мечтаю когда-нибудь пожить на Бали и обставить там дом. Не обязательно свой. Просто там такой простор для фантазии и такие возможности. Может на старости лет удастся.

  4. Невеста - куколка! Жених - глаза хитрющие, красавец-мущщина без в/п и с ч/ю, вполне понятно, как такую красоту себе заполучил 🙂 Про сигаретки балийские любопытно... А в России продаются? Если нет - надо организовать поставки. Я, как бывший курильщик, очень бы радовалась возможности попускать дым без вреда для тушки... Подруга у меня есть, тезка ваша - она, когда беременна была, курила что-то из травок, купленное в индийском магазинчике... Тыщу лет назад, правда. И пахло оно, скорее, "Беломорканалом" 🙂

    • Хехе! А кто сказал, что индонезийские сигаретки безвредные? Очень вкусные, да, но никотина там достаточно. Просто гвоздичная добавка есть почти во всех местных марках, она только аромат и треск дает, но сильно вряд ли полезна ) А подруга ваша курила индийские (ничего индонезийского) биди - скрученные табачные листья. У москвичей и вообще на западе они чуть ли не предмет фетиша, это моооодно, но индийцам смешно, когда иностранец курит биди, потому что у них они на уровне "беломорканала" - вонючее курево для нищих.

  5. Узнала много нового , спасибо , как всегда , Маша , все очень живо и интересно описано, умеете вы подсмотреть мелкие детали , которые так передают атмосферу!

  6. Насчет того, что невеста часто беременна и это не считается "браком по залету" скажу что раньше у славян тоже так было принято. Но это все дохристианские времена, когда такое понятие как "целомудрие" и т.п. еще не было привнесено в нашу культуру.

  7. >ничего подробного в сети не нашла
    И не найдёшь. Ты у себя в блоге поройся ))
    Маша, твои рассказы в интернете теперь как учебник по балийским свадьбам, петушиным боям и другой вкусной всячине...)

  8. По-моему, жених в своей белой рубашечке как-то выбивается из общей картины )
    Фотография женщины с корзиной на голове действиетльно просто великолепна!

  9. Очень красиво и интересно!
    У американцев есть традиция "обновлять брак" через какое-то ровное кол-во лет - пожалуй, это может быть отличным поводом пожениться по-балийски, без дурацких "горько" ^_^

    А чем угощали на свадьбе, напишешь? Есть какие-то особенные, чисто свадебные блюда?

  10. а может это какая-то рутинная церемония как у нас в загсе? а потом проводят более эмоциональное празднество?

  11. Правильно сделали, что сходили на свадьбу! Поспать всегда успеете)
    Очень улыбнули меня комментарии: «Три раза Ваян с мотыгой и Ваян с корзиной нарезали круги по двору.», «Ритуально помешивая что-то в горшочке.»
    Вообще, про имена – это интересно!надо же так)

  12. Здорово, что удалось посмотреть такую традиционную церемонию!
    Про детей скажу: тут не в весе дело. Мо тяжелая и рано стала ходить. Она младше этой девочки и бегает. А многие худые детки еще не ходят.

  13. О! Да! Фотки сказочные!!! Может быть я что-то пропустила, но как вы попали на эту свадьбу? И еще, там есть фото женщины режущий что-то оранжевое, написано, что это кокос, это и правда кокос? Может быть это манго?

    • "...хозяин нашего дома, Суди, зная, как мне интересно все балийское традиционное, пригласил меня на свадьбу его соседа, которая была назначена на 24 сентября в 6.30 утра"

      Это точно кокос. Некоторые кокосы снаружи не зеленые, а желто-оранжевые, а тут еще и маленький, поэтому похож на манго. С манго тетушка так долго не боролась бы ))

      • Да-да, про то "как" я уже нашла, а вот кокос, неужели кокос? Нет, я верю, конечно, просто и форма у него какая-то не кокосовая, хотя, много ли кокосов я видела))))) Очень уже жду фоток с Филиппин. Моя лучшая подруга оттуда и как раз сегодня я иду к ней в гости на spring rolls по рецепту ее мамы :)))

          • Привет, ваш блог был первым для меня. Первым открыл правду о том, что можно вот так вот путешествовать. И я вдохновившись вашими рассказами, я тоже отправилась в путешествие. И сейчас в Убуде. И теперь сама вижу, что эти желтые штуки - кокосы. Просто тут такие вот кокосы. 🙂 А еще после прочтения залпом вашего блога, я обещала себе пожить в Краби, что и собираюсь сделать после Убуда по плану. Спасибо вам за то, что делитесь красивыми и интересными местами. Ведь у многих позиция такая: нашел свой рай и сижу там тихо, только бы не понаехали. Спасибо вам.

  14. привет! как дела? да,бали -это что-то! а вы не думали перебраться туда навсегда?

    • Нет, мы еще нигде не думали про "навсегда" и скорее всего нигде "навсегда" не будет, слишком огромен и интересен мир, да даже 30-40-50 лет это не навсегда.

  15. Маша, спасибо интересно.По поводу-девственности-удивило конечно. С 25 октября будем на Бали,может посчастливится попасть на какой-нибудь праздник.
    И еще не по теме-Машенька у меня вопросы по Филиппинам есть к вам лично,как можно с вами связаться. По какому адресу?

  16. Это была '" Фэста" , добрачная церемония. Вроде официальной помолвки. Через год будет настоящая свадьба с кучей гостей и особым ритуалом - бросанием женихом цыплёнка черех плечо назад и разбиванием ногой церемониального сооружения. Как я вижу, этого не происходило, а значит, это Фэста. ))

  17. То, что обоих зовут Ваян и Ваян означает, что они первые или единственные дети в своих семьях) именно поэтому такие имена)

Потеряли форму комментирования? Найти!