Прогулки и покатушки в Пуэрто Принцессе

Пуэрто Принцесса - административный центр провинции Палаван и самый большой город на острове. А еще его считают самым чистым городом в Филиппинах. Принцессой управляет какой-то особенно продвинутый мэр, которым гордятся все жители. Он даже планирует заменить все шумные вонючие трайсиклы экологически чистыми электротрайсиклами. Нам Пуэрто Принцесса очень понравилась практически с первого взгляда, хотя, казалось бы, после Манилы что угодно может понравиться )) Но на Палаване вообще, и в Принцессе в частности оказались такие общительные, добрые и открытые люди, каких мы еще не встречали среди горцев Лузона и манильцев тем паче.

Аэропорт "столицы" Палавана очень мал и мил. Вон там справа вход с посадочной полосы в зал выдачи багажа, рядом пара стоек турагентств и всё.

Там же висит большой стенд с адресами и контактами отелей Пуэрто Принцессы среднего и выше класса. Наших бэкпекерских там нет )

В wikitravel мы вычитали инфу про дешевый гестхаус Dallas Inn практически в центре города на улице Carandang. До него было всего два-три километра от аэропорта, но у Димы особенно тяжелый рюкзак, и я со своим тоже не хотела столько топать. Трайсиклисты быстро взяли нас в оборот. И пускай они назвали цену за трайсикл раза в три выше реальной, все равно, для пары человек с кучей багажа это было недорого - 50 песо. В Маниле попросили бы все 250.
Трайсиклы нас удивили. На Лузоне таких широких и моднявых мы не видели ))

Трайсклист вообще душка. Он сунул нам визитку отеля, от которого получает комиссию, но совсем не стал навязывать его, настаивать и придумывать причины не ехать туда, куда мы хотим, как это обычно делают "комиссионные" развозчики по всей Азии. Просто довез нас по прямой, без петляний, был весьма отзывчив, даже по своей инициативе занес самый тяжелый рюкзак в гестхаус.
В Dallas Inn оказалась очень приятная хозяйка по имени Орин, чем-то похожая на Салму Хайек ) С ней было интересно поболтать, и она всем старалась помочь, чем может. В те дни она, такая маленькая и молодая, стала бабушкой и была очень уставшей - каждую ночь проводила в госпитале с дочерью и внучкой, а когда они вернулись домой, помогала убаюкивать ребенка по ночам.
Орин назвала цену за комнаты в 500 песо, но скинула до 400, мы сказали, что нам, возможно, придется задержаться больше, чем на три дня. Выбрали последнюю комнату на первом этаже, там было тихо и никто не ходил мимо окон ) Туалет внутри, полотенчики, вайфай, бесплатные кофе и чай. После Манилы вообще отлично.

В "холле" висит карта мира, на которой отмечены канцелярскими кнопками места, откуда приехали постояльцы. Мы были первыми, кто отметил Москву и Якутск ) Параллельно с нами в гесте жили мексиканец с кубинкой и голландец (вроде бы) - активный блоггер.

На примете у нас был еще один гестхаус, где, наверное, можно было бы и за 350 песо найти комнату или сторговаться, но Даллас нам понравился сразу. В Далласе еще есть дормитори с койками по 300, может пригодиться тем, кто в одиночку ездит в Принцессу продлять визы.

После заселения пошли, конечно, прогуляться по вечерней Принцессе.
Центральная улица Ризал проходит через весь городок от аэропорта до пирса, по ней и гуляли. Забрели в парк, где занималась всякая спортивная молодежь.

Там же был манеж, где девчонки летали под потолком, подкидываемые парнями, и выстраивали пирамиды из себя.

Вдоль всей Ризал светятся симпатичные фонари, даже своими столбами. Мы решили дойти до пирса и поискать прогулочную набережную.

До пирса дошли, уткнулись в темный порт, а набережную, оказывается, надо было искать парой поворотов раньше. Решили перенести променад на другой вечер.

Наташа в гестхаусе нашла себе симпатичный уголок )
Там полно коробок с книгами, я даже удивлялась - кому здесь нужно так много книг? Оказалось, что это книги Орин для будущего книжного магазина в Сабанге.

Улица Каранданг, выходим и из геста, ловим трайсикл, чтобы поехать к имигрейшн офису за продлением виз.
Проезд в трайсикле по городу стоит 7 песо на человека. Имигрейшн офис находится ближе к аэропорту на той же Ризал стрит напротив "Брайан моторсайкл рентал". Работает до 17.00 без обеда, но лучше приходить пораньше.

Аджей уже написал о том, как продлять филиппинскую визу. На Палаване в имигрейшне работают замечательные веселые девушки, разложившие нам всю информацию по полочкам и стерпевшие град наших вопросов. Шутили напропалую про "очень везучих девушек, которым удалось выйти замуж за иностранцев", а также наоборот - про девушек-иностранок замужем за филиппинцами.
На стене висят физиономии мировых террористов и двух филиппинских, типа "не видели ли вы их случайно на Палаване?". Там и Бен Ладен есть. Даже некто, у кого вместо фото черный силуэт и тот, чья фотография "поломалась", и вместо нее красный крестик )

Сделали все не за 15 минут, а за полчаса из-за нашей оживленной болтовни и шуток. Визы продлили на два месяца. В следующий раз еще получим пластиковые ID с нашими фотографиями, которые, как говорят, даже позволят открыть нам свои счета в филиппинских банках и покупать транспорт.

Ксерокопии паспорта можно сделать этажом ниже, там что-то вроде турагентства с очень наивным мещанским декором )

Картина с попами смешная. Вроде как это палаванские туземцы с юга.

Там же висит подробная и довольно полезная карта достопримечательностей в районе Пуэрто Принцессы. Самое ценное - значки, показывающие на каком транспорте и за какое время можно доехать.
Здесь карта крупнее.

Вечером таки устроили променад по набережной. Застали там сбор елки.

Воды залива в сумерках были металлическими, напомнили Неву в Питере. Там часто из-за пасмурного неба такой эффект.

Набережная симпатичная, продолжает активно облагораживаться, рядом роют и строят, скоро будет еще лучше.

Вдоль дорожки для покатушек много кафешек, хотя, это скорее бары.

Наташа выбирала себе шляпу, так и не выбрала.

Вызволили из рабства двух старых жаб, превратившихся в кошельки. Теперь у нас жаба хранит семейный дневной бюджет. По фэн-шую она должна, вроде, еще и вести нас к процветанию. Нет? Ну, сами как-нибудь доберемся )

Там за забором место, куда я поленилась тогда идти, теперь жалею. Может, в следующий раз, а теперь пора...

... идти домой через рынок. И тут рис продают десятками сортов. Неужели все в нем разбираются?

Водоросли еще какие-то предлагают. Выглядит неаппетитно.

И шашлычки любят всякие, прям как тайцы.

Мы ели в ультрадешевых кафе для местных, где, впрочем, преобладало мясо, которое Наташа не ест. Они с Димой нашли ближе к гестхаусу тетеньку, которая в своем забавном маленьком кафе готовила им на заказ овощи и рыбу, еще дешевле.

Еще мы в последний вечер сходили в нахваленный ресторан-галерею Камарикутан. Там хозяйку не застали, только сонных и печальных официанток, которые нехотя нас обслуживали. Больше не было ни души.

Карбонара, впрочем, была очень вкусной )

В планах на длительное проживание в Эль Нидо нас смущала дальность от Принцессы. За каждым более менее серьезным делом (в том числе для снятия денег в банкоматах) из Эль Нидо надо ехать в среднем 7 часов на локалбасе туда и столько же обратно, потратив 700 песо на дорогу и 400 на ночевку. Поэтому мы даже на всякий случай решили поездить в округе Пуэрто Принцессы, чтобы знать, где можно поближе к ней поселиться на месяц-несколько. Поискали байк для этих целей, благо в ПП между городом и аэропортом полно прокатных контор.
К слову, чуть ли не единственный крупный (для нас) недостаток Филиппин - дорогая аренда байков. Сами филиппинцы не так активно на них передвигаются, как в других странах ЮВА. Соответственно и спрос и предложение меньше, цена заметно выше. В Банауэ нам предлагали простейший народный байк минимум за 800 песо в день (около $20) после торга с 1200. В Пуэрто Принцессе - от 500 песо за нечто простое. Со сговорчивой хозяйкой Alex Motorcycle Rental мы договорились на 4 часа покатушек на Honda XRM за 300 песо, весь день нам и не нужен был.

На месяц аренды можно было с большим трудом сторговаться до 4500 песо (чуть больше $100), но это был бы старый Hondа TMX. Аджея это вполне устроило бы, но в Эль Нидо нам байк, по сути, не нужен. Смысл это имело бы только, если бы мы остались жить в Принцессе. Поэтому мы пока оставили эту идею.

Вот наш друг на несколько часов )

Сначала заглянули в церковь, вернее это я хотела. За пять дней в Пуэрто Принцессе не было случая (или я ленилась) добраться до нее пешком по дневной жаре.

Не знаю, что меня туда тянуло, наверное, мне просто еще с Гоа нравятся залы католических храмов.

Поехали посмотреть что из себя представляет Honda Bay, залив к северу от Принцессы, откуда туристов возят снорклить и дайвить. По пути нашли китайский буддистский храм.

Он был закрыт, но охранник сообщил кому-то внутри, и нас пустили внутрь под присмотром девушки-монашки.

У пирса в Хонда Бэй есть касса, где можно снять лодку на день за 1500 песо (влезет 6 человек) и покататься по ближним островам, снять оборудование для снорклинкга (100 песо за маску с трубкой и 100 за ласты) и взять напрокат аквабоксы для фотомыльниц. Там даже был бокс для больших серьезных камер, моя пятерка влезла бы, но я все равно не стала бы рисковать. Для прибытия на некоторые из островов надо еще заплатить кое-какие деньги, небольшие. Там почти везде нацпарки.

Поехали на автовокзал узнать про автобусы до Эль Нидо. Небо безмерно радовало.

Автовокзал находится километрах в шести от Пуэрто Принцессы, как раз по дороге к Хонда Бэй. Там мы рассмотрели автобусы и приметили время на следующее утро.

И еще немного покатались в округе, прежде чем поискать варианты жилья в долгосрочную аренду.

Нашли пару вариантов в северной части Принцессы. Один был очень дорогим 20 с чем-то тысяч песо в месяц, но очень клевым. Другой заметно дешевле, 5 тысяч, но без мебели. Хорошо было просто знать это, чтобы понимать порядок цен. Вывод - типы жилья и цены примерно как в Таиланде.

Потом поехали искать единственный более менее купабельный пляж у Пуэрто Принцессы - White beach (или Pristine Beach, как пишут на некоторых указателях и картах). Он очень мелководный, особенно в отлив, но чистый, вполне приятное место.

На берегу пара простых пляжных шеков, где посреди дня экспаты и филиппинцы пьют и гоняют шары ) А в это время мужчина-нянь возится с их детьми у воды.

Там же, кстати, есть бунгальца по ценам где-то от 300 песо за ночь (не сутки, сутки вроде дороже). Наверное, неплохой и интересный вариант, если надо только переночевать до утреннего автобуса в Эль Нидо. К пляжу этому ехать совсем недалеко прямо от аэропорта на юг.

А вообще, все восточное побережье Палавана - мангровые заросли. Даже на этом Pristine Beach есть.

С пафосом пофотографировались там на живописной коряге )

У меня, неуклюжей, толком не получилось попафосить.

Мы провели в Пуэрто Принцессе аж пять дней, выяснив, что в Эль Нидо нет банкоматов и дожидаясь прихода на карты суммы денег, которой должно хватить на два месяца жизни. Уж очень потом не хотелось бы мотаться снова в ПП за деньгами, два дня на это ушло бы. А еще нас пугали очень плохой дорогой и трешовыми автобусами. Как вообще доехать до Эль Нидо, и какой на самом деле оказалась эта дорога - в следующем посте )

Поддержать нас ссылкой:

Left Arrow
14-12-2010
Прогулки и покатушки в Пуэрто Принцессе
Right Arrow

Потеряли форму комментирования? Найти!

Прогулки и покатушки в Пуэрто Принцессе: 40 комментариев

1. круть! держите темп постов! =)) пошел самый полезняк =) карта с экскурсиями - это класс! уже наметил пару вылазок сразу =)

2. Очень красивая церковь.
    А на фотографии с попами там в красном это мужчина или женщина? Вроде бы мужчина, но грудь какая-то женская.
    С удовольствием прочитала) Спасибо)

3. Да облака красивущие =)А почему у тетки веь рот в водорослях, это реклама такая?

4. Чудесный город, всё красиво так! Фотки с корягой и облаками - шикарные. Кстати, в начале очепятка закралась - "вонючие трайскилы" 🙂

5. Блин, вот она какая, Пуэрто Принцеса (филиппинцы почему-то везде пишут ее с одной “с”), до которой мы так и не доехали... Жаль, надо было спланировать вылет в Манилу из нее, на это стоило взглянуть.

По поводу водорослей, которые попали у вас в кадр на рынке. В Короне мне положили в тарелку эти самые водоросли в качестве гарнира к рыбе. Та еще гадость. Маслянисто-солёные с характерным неприятным привкусом водорослей и таким же запахом. Бееее!

Подыхаю от зависти, понимая, что вы сейчас в Эль Нидо, в котором мы зависали всего три недели назад, и забыть который невозможно. Гоните скорее отчет!

• Пожалуйста, не торопите. Очень не люблю вот этого. Тем более в форме "гоните", да еще и "отчет". Я не обязана отчитываться, я пишу рассказы о своих путешествиях и своей жизни. Итак стараюсь в меру своих возможностей не затягивать, но и жить-то тоже надо успевать, тогда будет о чем писать потом ))

• Да живите на здоровье, кто ж мешает. Мне, как автору, наоборот, было бы приятно, что моих текстов так ждут. Хотя вы, конечно же, ничем никому не обязаны. Ни торопить, ни комментировать больше не буду.

• Гоните свой отчет. И нечего медлить!
          Забиваю на собственные нормы вежливости только потому что знаю, что вам, как автору, было бы приятно, что ваших текстов так ждут.

• Хорошо, перебрал я с новоязом для ваших ушей. В нем слово “гоните” не имеет ни малейшего негативного или неуважительного подтекста. Просто такой сленг. Вы здесь хозяева, ваше право выбирать тот стиль общения с подписчиками, какой вы считаете нужным. Поэтому я лучше помолчу.

• Если вы все перечитаете, то обнаружите, что машин комментарий тоже не несет ни малейшего негативного или неуважительного подтекста. Более того, он крайне вежлив, несмотря на то, что ей почти ежедневно советуют (иногда даже в приказном тоне, как сделали вы), как вести свой личный дневник и ей, естестественно, это не нравится.
              Успехов вам в путешествиях и на просторах интернета!

6. Вот смотрю фотографии и никак не могу понять, хочется мне на Филиппины или нет. Какое-то ощущение пошарпанности и невзрачности от всего. Некоторые фотографии, безусловно, красивые, но ощущение остается.

Маша, можешь как-нибудь это откомментировать?

• Оксана, не стоит судить о стране по фотографиям) Уже не первый раз ты на них смотришь и не можешь понять, потому что ничего по ним понять невозможно. До этого Маша постила фотки тех стран, где ты была, а теперь, все иначе и, поэтому, видимо, не получается "понять" эту страну. Она кажется тебе какой-то другой и непонятной именно потому, что ты еще не была здесь) Ты видишь моменты филиппинской жизни, но они не сопровождаются звуками и запахами из воспоминаний, они не будоражат твою память и поэтому так сложно понять, какие эмоции они вызывают.
      Лучше всего просто съездить сюда и "пощупать" все самой, чем гадать по чужим фотографиям, благо с визами и билетами все даже проще, чем в Индонезии.

• Давай я точнее опишу, что имею в виду. Таиланд весь такой чистенький-чистенький. Индия - треш-треш. Индонезия где-то посередине. Сингапур совсем выхолощенный, Малайзия где-то рядом с Таиландом, но более технологичная страна. Вот если представить такую вот шкалу в моем восприятии, куда бы ты (или Маша) поставил Филиппины?

• Ну, если судить о степени развития современной цивилизации (судя по этому твоему комменту, ты его и имеешь в виду), то Филиппины я бы на одном уровне с Индонезией поставила.

• Сравнивая столицы, Филиппины более технологичны, чем Индонезия. А также здесь очень развит интернет - местное население "проскочило" эпоху проводного интернета и сразу ушло во всякие "G", поэтому здесь даже в самых глухих деревнях вышки оборудованы быстрыми интернет технологиями и покрытие хорошее. Тот факт, что Филиппины находятся на первом месте в Евразии по количеству активных пользователей фейсбука лишний раз это подтверждает.
          Ну и очень крутой плюс - 93 процента образованных людей, соответственно почти все говорят на английском языке.

• Эх, ну это ж субъективное и лично, что я могу тут думать? Только предполагать ))
      Да, тут люди пока не сильно-то и заботятся о красоте своих поселений. Да, страна небогатая. Но индийцы и Индия ж, например, тоже, а во многом она куда пошарпаннее. Манила, например, поболе развита будет, чем любой крупный город Индии. Но здесь нет колорита, нет двух-трехтысячелетней истории, какие-то четыреста лет назад здесь были только примитивные туземцы. Туговато с "культурным" пластом, не Бали, и такими красками и историей, как в Индии. Может это ты и улавливаешь?
      Могу еще рассказать, чем лично меня цепляют Филиппины, и что не нравится. Если нужно, конечно )

• вот ты меня поняла лучше, чем Аджей. и на мой вопрос вполне ответила. точнее даже подтвердила то, что я видела на фотографиях, но боялась, что неправильно уловила.

расскажи чем цепляют, интересно.

тут еще добавлю, чтобы не множить комментарии, что в большей части тайских мест, где были вы, я не была совсем, и тем не менее вполне могу понять, что к чему.

• Аджей по своему тоже прав - ты можешь представить тайские места и как тебе там будет, потому что уже знаешь, каков Таиланд в принципе.

А Филиппины меня лично цепляют вот чем:
          - удивляли отзывы друзей про повышенные дружелюбие и открытость филиппинцев, думала, что это просто как всегда на фоне раздражительных и неулыбчивых русских, но филиппинцы действительно оказались такими, они нравятся мне больше других азиатов, хотя я и была в восторге от тайцев и индонезов
          - здесь действительно можно завести друзей среди местных, очень многие хорошо говорят на английском и есть с кем и о чем поговорить не только в рамках туристических тем, с ними не скучно, и народ интересно узнавать ближе и фотографировать
          - природа красивая, а море/небо/пляжи так вообще
          - для меня тут нет никаких проблем с едой, дешево и вкусно, цены на все остальное тоже вполне азиатские за редкими вполне решаемыми исключениями;
          - мобильный интернет даже в такой маленькой и отдаленной деревне, как Эль Нидо, достаточен для того, чтобы работать без напряга
          - ну и визовый режим радует, есть соблазн использовать весь возможный срок (2 года) и никуда особо не дергаться, хотя вот еще не придумали куда тут лучше деться летом ))
          - остальное приятно по мелочи -типа, музыка, пиво... )

• ага. вот это уже интереснее. ладно, не буду пока списывать эту страну со счетов 😉 хотя мне вот очень сильно хочется в Корею и опять хочется в Японию (по типу, "-что, уже был? -нет, уже хотел")

мне, кстати, снились Филиппины однажды. я это поняла, после твоих отчетов. снилось место на берегу, по ощущениям похожее на твои фотки, снился приближающийся тайфун и то, как мы прятались от него в церкви. я тогда проснулась и думала, странно: Азия вроде бы, а откуда христианство?

• Мне кажется вообще страны не следует списывать со счетов, когда там еще ни одной ногой не побывал ) Тем более такие доступные страны, уж для тебя-то, часто бывающей в ЮВА, в первую очередь.
              И мне, кстати, тоже снились Филиппины, но очень давно, в юности. То был прекрасный сон о доме каких-то филиппинцев на небольшом острове. Я там познакомилась с маленьким мальчиком, который показывал свои семейные фотографии. Сидела в этом доме с ощущением, я буду жить в этой стране ) О как! Посмотрим, посмотрим ) Но если считать, что я полгода-то точно проживу в Филиппинах, то сон уже почти сбылся)

7. Жаба - это хорошо по фэншую, но вряд ли они имели в виду, что в прямом смысле надо деньги хранить во внутренностях засушенного существа )) Когда разбогатеете - внесете новоее веяние в фэншуйские фенечки ))

8. Жабу мы искали долго - вместительную - не нашли =)))

так что не душим ее теперь в ответ.

Рядом с ПП есть подводная речка в сабанге - если моц взять в 7 утра, то туда обратно можно успеть. За 3 км до сабанга есть отличный заповедник с множеством пещер. Не сравнимые с агадой по размерам но очень хорошими.

Если податься на север то там где то через три часа трека по джунглям есть племя которое до сих пор живет на деревьях. У них в ходу нет денег и практически не одежды =). Мы к сожалению до них не добрались - после сабанга были убыти и скорее зотели уплыть в эльнидо.

9. Насчет байков в Принцесе апдейт: видимо все изменилось, но в первой попавшейся прокатной конторе возле аэропорта мне сходу предложили скутер за 400 песо в день, и скинули до 300 в день так как я взял сразу на неделю.
    Катаюсь вот, боюсь, что поймают без прав. Официальный штраф 1500 песо за это. Но пока полицию видел только один раз когда был пешком.
    Но с такими ценами на трайсиклы имхо оно того не стоило.
    Дома думаю поехать смотреть на днях. Насколько реально найти вариант чтобы с оплатой только на один месяц вперед без залога?

10. Понравилась очень надпись про Be Honest! Можно брать как лозунг для нашей современной жизни! Маша, фотографии с пляжа Pristine просто сказочные!!!

Потеряли форму комментирования? Найти!