В Занскар на мотоцикле

Ох уж этот Занскар ))
Когда мы ехали туда, то проклинали дорогу и подумывали повернуть обратно. Когда доехали, думали "и стоило ли так трястись и страдать, чтобы увидеть все тот же Ладак?". Но после недели, проведенной в тех диких местах между Великим Гималайским Хребтом и Занскарскими горами, уже катаясь по вполне доступному и знакомому Ладаку, вспоминалось "вот это горы были в Занскаре! вот это виды! а тут... тут уже не те масштабы". Значит, не зря ездили.

Надо бы рассказать как-то в общих чертах, что за Занскар. Эта долина, как пишется в книге, найденной нами в турист офисе, - самая изолированная из всех трансгималайских долин. Чтобы попасть туда, нужно ехать из Каргила по плотнозаселенной долине Суру до перевала Пенси Ла (4401м). За ним и начинается Занскар. И Пенси Ла, и другие перевалы в горах, окружающих Занскар, на 8 месяцев в году полностью засыпает снегом. А так как во всем Занскаре нет ни одного аэропорта, да и погода зимой в таких горах мягко говоря нелетная, на все это время 14000 человек, в основном буддисты, оказываются изолированы от всего мира. Как пафосно написано на обложке брошюры о Занскаре - "место, где время остановилось".
Нами, правда, было замечено, что время вполне себе бежит там )) Молодые монахи носят темные очки и жуют жвачку. Не смотря на отсутствие электричества, у всех есть телевизоры, работающие от солнечных батарей. А в столице есть интернет, заправка и приличный выбор отелей и гестхаусов.
Ну, я уже забегаю сильно вперед. В этом посте я пока расскажу об эпическом приключении - дороге Туда )

В Каргиле мы запаслись бензином - налили полный 16ти-литровый бак и взяли еще пару канистр - 5ти-литровую и 3х-литровую. Мы не были уверены, есть ли возможность заправиться в Занскаре. По расчетам нам должно хватить этих 24х литров на дорогу туда и обратно.
Долина Суру, по которой мы ехали в сторону Занскара (пока единственно возможный способ проехать), заслуживает отдельного описания и даже отдельного посещения. Подробнее мы расскажем о ней позже, потому что задержались там подольше на обратном пути из Занскара. А в первый день пути мы проехали ее насквозь, почти до перевала Пенси Ла, до первого буддистского поселения Рангдум. Рангдум находится практически посередине пути в Падум, столицу Занскара. Так что там как раз удобно было остановиться на ночлег. Находится он примерно в 130 км от Каргила. И дорога настолько плоха, что вам потребуются железные нервы, особенно, если вы за рулем нагруженного вещами и пассажиром байка. Вокруг, конечно, бешеная красота, но ее едва успеваешь замечать (и то только во время остановок на отдых), потому что нужно все время смотреть на дорогу, вернее то гравийно-каменное подобие дороги, что вьется там вдоль реки Суру. Если поднять голову на пару секунд, чтобы взглянуть на горы, налетишь на такой камень или яму, что удержать байк будет большой проблемой. Поэтому весь путь Аджей ехал напряженно всматриваясь в покрытие, и мне тоже приходилось следить, чтобы время от времени привставать для облегчения прохождения )

Эти 130 км мы ехали 10 часов. Слава богу, там мало кто ездит, почти не было траффика, иначе вышло бы еще дольше. Конечно, мы частенько останавливались, чтобы отдохнуть и поснимать.
Аджей сегодня как раз запостил свое видео из всей поездки в Занскар и по нему. Многие моменты с фотографий вы можете увидеть там в движении, это намного больше впечатляет.

Река Суру.

Дорога снова из-за солнца в зените не показывает свои подвохи, но их там ой как много.

Оборачиваемся назад. Не вернуться ли?

Но впереди какие-то нереально большие, еще не виданые нами горы.

Проехали деревушку Паникар.

Тетушки с осликами смеются над нашими изможденными физиономиями.

"Вот это я понимаю, снежный пик!", говорит Аджей.
Перед нами величественный Нун высотой 7135 м. Слева от него, не такой белый, его "младший брат" Кун, 7087 км.

Нун словно генерирует облака.
На этой фотографии я подробнее остановлюсь позже. На обратном пути из Занскара мы умудрились побывать там, где и не мыслили, лицом к лицу с этими офигенными вершинами, прямо на той каменной "лодке", силуэт которой можно видеть на нижнем хребте.

А пока мы проезжаем деревню Паркачик и видим одноименный ледник, рекой сползающий с Нуна и Куна. Внизу он уже грязный и рыхлый, но до льда рукой подать на другом берегу реки.

Чуть дальше Нун и Кун поворачиваются к нам другим боком.

Первая ступа - признак начала буддистских поселений.

Наш байк пока стойко держится на этой ужасной дороге. В долине Суру у него были три-четыре километра облегчения, тк в паре деревень главные дороги покрыты асфальтом.

Но чем ближе Рангдум, тем хуже из-за бесчисленных ручьев и рек. Нигде мы столько воды еще не переезжали, просто сбились со счета.
Пару раз я слезала, проходила реки босиком, чуть не плача от ледяной ледяной воды. И вот самая ужасная река.
Аджей пытается осмотреть ее по обоим вариантам прохождения, сверху по основной "дороге" и снизу по объезду.
У нее не угадать где дно, и что на нем лежит, она настолько быстра и широка, что соваться туда со всеми вещами кажется просто глупостью.

Долго думать нам не пришлось. Реку собрался переезжать грузовик. Мы ломанулись к нему с криками и упросили взять на борт вещи и меня, чтобы перевезти. Пара секунд и я уже сижу в кабине дальнобойщиков. Они не медлят, и все происходит так быстро, что я даже не успеваю подумать сфотографировать своих спасителей.

Успела только пощелкать в открытую дверь, пока мы переплывали реку.

Даже думать не хотелось как мы будем ее пересекать на обратном пути. Была одна надежда на то, что в следующий раз мы будет проезжать ее утром, и может она еще не будет такой бурной.
Сгущались сумерки, осталось немного до Рангдума, а когда солнце стало исчезать за горой, наступил дикий холод. Каждый километр теперь тянулся целую вечность.

И вот мы в Рангдуме. Он оказался сильно меньше, чем мы предполагали. И никакого электричества )
Горы вокруг все в снегу, они окружают плотным кольцом, по обе стороны - великие ледники, и нас от них ничто не отделяет, поэтому холод просто собачий.

Там произошла удивительная встреча прямо около J&K Tourist Bungalow. Вот Леша и Миша, с которыми мы познакомились когда-то в Манали, и которые едут из Ле в Шринагар с "заскоком" в Занскар. В Падум мы решили ехать вместе.
Переночевали в простых комнатках от турист бунгало за 100 рупий (матрасы на полу), за 200 можно получить комнату с кроватями. Чоукидар (ключник) Таши приготовил вкусный вегетарианский ужин.

Утром мы снова увидели Нун и Кун, вернее их соседку, которую мы прозвали "рогатой горой". Она закрывает "братьев" с этой стороны.

Обнаружили, что тревел-бар, он же керриер, он же каркас для багажа, все-таки не выдержал переживаний вчерашней дороги и лопнул в одном месте. Аджей как смог замотал это место тугой багажной резинкой, чтобы продержалось до первой сварки.
Кстати, двое комментаторов спрашивали, как крепятся рюкзаки на наш байк. Вот на этой фотографии и на фото с Лешей и Мишей примерно можно понять как сварен керриер - довольно простая конструкция, которой пользуются почти все путешествующие на Энфилдах. Он не слишком тяжел сам по себе, тк сварен из полых труб, но прочен настолько, чтобы удержать очень тяжелый багаж на сносных дорогах. Дорога в Занскар же не сносная, а отвратительная ))
У Миши и Леши на месте рюкзаков два больших жестяных короба, в которых можно возить инструменты, провизию и прочее. Рюкзаки же у них "сидят" как пассажиры. У нас пассажиром являюсь я, поэтому два наших немаленьких рюкзака стоят по бокам в керриере и прикреплены к нему специальными резинками с крючками. А длинная пассажирская спинка позволяет еще навесить с опорой на зад керриера маленький рюкзак, хотя в прошлом году мы на этом месте возили один большой. В керриере еще обычно есть два задних "кармашка", где помещается по канистре для запасного бензина или еще что-нибудь полезное. У нас там канистра и ящичек с запчастями.
В общем, если вы собираетесь путешествовать со всем своим добром и с пассажиром по Гималаям, то нет ничего лучше, чем Энфилд с керриером. На Энфилде, кстати, и по непальским Гималаям можно кататься, для непальцев этот байк не в новинку, и запчасти, и механики, если что, найдутся.

Расплатились с Таши.

И готовы выезжать.
Чтобы не травмировать керриер еще больше, да и нас самих, мы решили оставить почти весь наш багаж в Рангдуме и поехать в Занскар налегке. Все равно там с электричеством тоже нелады, поэтому недельку проживем без ноутбуков, подумали мы.

Ехать стало заметно легче. Хоть и дорога нифига не улучшилась ))
Тут можно присмотреться к пустому керриеру.

С парнями часто останавливались на перекуры. А парни, вернее грубые на вид сорокалетние мужики, радовались каждому цветку, облаку, горе, озерцу, словно в раю находятся. Вот они заметили рыб в воде и громко восхищаются.
Отличные оказались попутчики, очень положительно на все смотрящие.

Попускали по воде круги и поехали дальше.

Вот и перевал Пенси Ла, а за ним Занскар!

Горы вокруг - ух!

И ах!

И тут мы выруливаем на склон, с которого открывается просто офигенный вид на самый крупный ледник в Ладаке - Дранг Друнг. Леша в восхищении.

Даже сложно предположить на сколько километров он тянется. И фотография совсем не передает этого мощного масштаба.

Ветрище там ужас-ужас. Даже он прилагает все силы, чтобы попасть в Занскар.
И мы, вот, уже более радостно, чем вчера (потому что налегке и в хорошей компании), тоже едем по долине Занскар.
Видим черную коровку, пасущуюся на плоской голове утеса над рекой...

И огромные валуны у дорог, которые почему-то призывают какого то Жору ехать обратно ))

Нашли валун, в котором можно спрятаться от ветра и свернуть сигаретку.

Под влиянием Леши и Миши я стараюсь тоже наслаждаться цветами и всей окружающей красотой, забывая про ломящую спину и ужасную дорогу.

На много километров после перевала, т.е. уже в самом Занскаре - ни души. Так странно после долины Суру, где дети нам махали из-за каждого куста )
Вот появилась наконец, первая деревня, в которой мы собрались перекусить. Но деревня была на другом берегу реки, а на нашем - полицейский чекпост, где нужно отметиться, пара палаток с едой и грандиозное строительство ))))))
Люди из деревни шустро строили домик за валуном, складывая стены прямо из кусков этого валуна.

Соседние валуны тоже расщеплялись. В общем, за строительным материалом далеко ходить не надо.

Женщины носили куски валунов мужчинам...

и копали глину для скрепления.

Причем, очень весело все работали, постоянно шутили и смеялись. А я вообще еще больше рассмешила их.

Зарегились на чекпосте и поели в палатке бомжлапшу. Можно ехать.

Лошадка ждет, пока ее отпрыск выспится. Эту парочку я и на обратном пути видела.

Нас встречают в деревне Фей.

Критический осмотр нашего байка местными светлыми умами.

На следующей остановке за нами следила девушка из кустов.

А мы в это время глазели на снежную "палатку" на горе.

Кругом уже везде ступы, чортены и вдоль дорог камни с буддами, бесконечные ом мани падме хум.

В Падуме из-за двух фестивалей все отели были либо заняты, либо не по карману нам. Нашли почти в самом конце главной улицы скромный хоумстэй Himalaya. Хозяева - хорошо говорящий по-английски дедок и его смешная, любящая выпить женушка. О них расскажу позже. А вот комнатка за 250, в которой мы прожили почти неделю.

Поддержать нас ссылкой:

Потеряли форму комментирования? Найти!

В Занскар на мотоцикле: 24 комментария

1. Смотрю я на всё это и понимаю ,что Эвану Магрегару и Чарли расти и учиться у Вас.
    Им бы посмотреть ,как Вы покоряете дороги . КЛАСС!!!!!!!!!!!!!!!!!

2. Нереально красиво! Эх, горы, горы. Фотографии как всегда шикарные.

Эх, научиться бы так фотографировать :))

3. Пейзажи ошеломительные!!! Приключение у Вас захватывающее и интересное. Такие эмоции дорогого стоят!!! Молодцы!!

4. Подскажите, в какой период там были? Судя по цветению гималайской розы - конец июня?

5. О боже!!!!!!! возьмите меня с собой в следующий раз!!! езжу на всем)))авантюрна: за любой кипеж!!))
    Как с тобой можно связаться: собираемся туда же, есть много вопросов?

• А я туда уже фиг знает поеду ли снова )
      Если вопросы на счет байка, то лучше к Аджею. Если на счет всего остального, то можно и мне. Наши имейлы есть в разделе О нас. Только стоит учесть, что нас там в Занскаре уже три года не было )

6. Ребята, просто хочу сказать, что вы большие молодцы! Очень вдохновляет ваш жизненный путь! Привет из снежной Эстонии 🙂

7. А вот комнатка за 250, в которой мы прожили почти неделю.

Это в каком эквиваленте?:))

8. Ваши путешествия невероятно вдохновляют!))) Потрясающе!))) Мария, могли бы вы подсказать немного по маршруту?) Мы с мужем собираемся в Ладакх, прилетаем в Шринагар 1-ого сентября. Я уже прочитала достаточно много информации, но все равно очень тревожно... Планируем выехать из Шринагара в Ле, побыть там и поездить по округам и дальше в Манали. Беспокоит, что приблизительная дата отъезда в Манали по довольно сложной дороге выпадает на 11-12 сентября. Не слишком ли это рискованно? Есть ли вероятность застрять надолго в дороге из-за погоды? Я прочитала все ваши отчеты и просмотрела видео, котечно фото на снежном перевале вызывают и восторг и страх!))) Что бы вы рекомендовали, может лучше потратиться на самолет из Ле? Передвигаться будем на автобусах или джипах. Заранее очень благодарна за любые советы!)))

• В Ле по земле из Шринагара вы попадете, а вот в Манали из Ле уже с начала сентября появляются проблемы на дороге. И опаснее (дорога покрывается ледяной коркой), и ненадежно, могут развернуться обратно, если какой-то из пяти перевалов завалит снегом или там застрянет толпа грузовиков, нерешающихся подниматься по льду.

9. И еще вопрос!))) Как вы считаете, можно ли проехать в сентябре по дорогам в Занскар? Также планируются автобусы или джипы.

• В Занска автобус ходит очень редко, если вообще вовремя выедет, на него можно вообще не полагаться. Придется нанимать джип. А еще там выше и заметно холоднее, чем в Ле. Я бы не мучалась ехать туда в сентябре. Но вам решать.

Потеряли форму комментирования? Найти!