Когда селишься в балийской деревне, практически первое, что замечаешь - постоянный ор петухов. Сначала думаешь - "Чего это они так часто? Зачем их так много?", ведь вроде бы куриц в таких количествах не видать. Потом подмечаешь в тенечке плетеные клетки с птицами то тут, то там, а вечерами - сидящих на корточках мужиков компаниями по два-три человека с петухами в руках, как с детьми. Петухи эти худые, мускулистые. Но иначе как в клетке или в руках хозяина их на улицах не увидишь. В то же время на свободе по обочинам разгуливают обычные такие хохлатые толстячки в компании пары курочек и толпы цыплят. Это прирожденные папы, а то, оказывается, прирожденные бойцы.
Лет 40 назад, когда на Бали были еще рингиты вместо рупий, этнограф Клиффорд Гирц написал целый опус "Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев". Текст не длинный, но изобилующий деталями и философскими размышлениями. Гирц писал о том, как балийцы отождествляют себя со своими петухами, как непросты правила, какое религиозное и социальное значение имеют петушиные бои. При таком хорошем очерке как-то глупо пытаться скроить рассказ своими словами, так что я могу только проиллюстрировать текст Гирца, выделяя его кавычками и дополняя своими скупыми комментариями.
"Во дворике — огороженном высокой стеной пространстве, где протекает жизнь людей, — в клетках, плетеных из прутьев, содержатся петухи; эти клетки все время передвигают с места на место, чтобы обеспечить птицам оптимальное сочетание света и тени."
1
"Их держат на специальной диете, которая бывает разной, в зависимости от индивидуальных представлений, но главным образом состоит из кукурузы, очищенной от посторонних примесей с гораздо большим тщанием, чем когда собираются приготовить еду для себя, и петуху дают ее буквально по зернышку. Под клюв и над анальным отверстием им закладывают красный перец — для придания боевого духа. Им подрезают гребешки, чистят перья, приводят в боевую готовность шпоры, массируют ноги. Человек, увлекающийся петухами, энтузиаст в буквальном смысле этого слова, может провести с ними большую часть своей жизни, а большинство мужчин Бали, чья страсть к петухам хоть и сильна, но не всеобъемлюща, проводят с ними гораздо больше времени, чем это кажется разумным не только стороннему наблюдателю, но и им самим. «Я помешан на петухах», — приговаривал мой хозяин, по балийским стандартам — обычный любитель, то меняя клетку, то готовя купание или совершая очередное кормление. «Мы все помешаны на петухах».
С тех пор, как я поняла, что петушиные бои на Бали неотъемлемая часть социальной жизни, я пыталась узнать когда и где можно попасть на них и удастся ли поснимать. В этом мне снова помог Суди, хозяин нашего дома. Он сказал, что его брат - один из "помешанных". В соседнем храме как раз люди готовятся к массовой кремации, и рядом вполне легально будут проводить бои почти каждый день до церемонии.
Говорят, что петушиные бои являются особой формой ритуального жертвоприношения. И это скорее не азартная игра, а некая проекция взаимоотношений балийцев - "наглядная метафора соперничества в балийском обществе. Как правило, социальный статус и даже благосостояние победителя и проигравшего существенно не меняются, зато происходит полная эмоциональная разрядка, снятие социального напряжения." Т.е. вместо хозяев свою агрессию выплескивают на ринге их петухи, и даже многие споры решаются и отношения выясняются именно в боях, а не в жизни.
Я слышала, что когда-то петушиные бои пытались запретить, но это вызвало такой резонанс у людей, что им оставили возможность проводить бои возле храмов перед важными церемониями и праздниками. А такое на Бали случается по разным поводам очень часто. Конечно, иногда "играют" и в других местах в другое время, но по тихой, вдали от "начальственных глаз". В Пенестанане в эти дни бои проводили на небольшом пятачке возле одного из храмов. С улицы подъем к рингу, скрытому за деревьями можно было и не заметить. Перед приходом я уточнила у Суди, действительно можно ли мне, как женщине, просто так придти туда и поснимать. "Но проблем", говорит. Хотя Гирц пишет: "Петушиные бои - один из немногих видов социальной деятельности, организованной по половому признаку, из которой полностью исключается противоположный пол. Устраиваются они исключительно мужчинами и для мужчин (женщины — по крайней мере, балийские женщины — не могут на них даже смотреть)." Единственная женщина, которую я увидела там, продавала всякие снэки в сторонке. А по поводу меня никто даже не показывал удивления, только просили быть осторожнее во время боя и не попадаться под шпоры.
2
"Петушиные бои (их на острове называют - тетадьен, сабунган) проводятся на ринге размером около пятидесяти квадратных футов. Как правило, они начинаются ближе к вечеру и продолжаются часа три-четыре до захода солнца. В программу входят девять или десять самостоятельных поединков (сехет)."
Сначала, конечно, к рингу подтягиваются всякие разные мужички из этой и соседних деревень.
3
Петухов приносят в клетках или в простых сумках подмышкой.
4
"Петухи обычно выходят на арену в возрасте одного-двух лет. В возрасте полугода цыплятам отрезают гребень, так как его повреждение в ходе боя приводит к большой потере крови. "
5
"Балийские мужчины психологически отождествляют себя со своими петухами. Слово sabung, обозначающее петуха (и встречающееся в надписях рано, уже в 922 г. н.э.), используется метафорически и значит «герой», «воин», «победитель», «способный человек», «политический кандидат», «холостяк», «денди», «сердцеед» или «крутой парень».
Напыщенного человека, чье поведение не соответствует его скромному статусу, сравнивают с бесхвостым петухом, который важничает так, будто у него большой красивый хвост."
6
"Скупца, который обещает много, дает мало и возмущается при этом, сравнивают с петухом, которого удерживают за хвост, в то время как он прыгает на другого, но не достает его."
7
"Молодого человека брачного возраста, который все еще робеет в женском обществе, или человека на новой работе, который хочет произвести хорошее впечатление, называют «бойцовым петухом, которого первый раз посадили в клетку»."
8
Некоторые персонажи на боях ну просто словно настоящие бандосы на разборках.
9
10
"Семь-восемь, а возможно, и дюжина мужчин, каждый с петухом, незаметно проскальзывают на ринг и стараются там подобрать для своего петуха подходящего противника."
11
"Это, как правило, занимает не менее десяти минут, а часто намного больше, и делают это вполголоса, не глядя прямо друг на друга и даже друг друга не замечая. Тот, кто непосредственно этим не занят, наблюдает это занятие, в лучшем случае искоса и маскируя свой интерес; тот, кто сам в смущении этим занимается, старается делать вид, будто в действительности ничего не происходит."
12
У ринга нам пытался объяснить происходящее один из зрителей, более менее говорящий по английски. Он сказал, что в данный момент петухи подбираются в пары по темпераменту. Слишком сильного не будут сводить со слабым.
13
Для того, чтобы "настроить" петухов и проверить пары, их слегка дергают за перья. Как нам подумалось - при подергивании глупая птица (умными их, к сожалению, не назовешь) ассоциирует боль не с человеком, а с петухом напротив.
14
"Когда пары подобраны, тот, кто не нашел соперника своему петуху, отходит в сторону все с тем же глубоко безразличным видом, а выбранным петухам прикрепляют шпоры (таджи) — острые как бритва стальные шипы длиной четыре или пять дюймов. Это очень тонкая операция, которую умеет делать как следует очень небольшое число мужчин во всей деревне, полдюжина или около того. Шпоры прикрепляют, обматывая длинную бечевку вокруг основания шпоры и ноги петуха. По ряду причин, это делается всякий раз по-разному и является в высшей степени продуманной процедурой. "
15
16
"После того как шпоры прикреплены, два петуха ставятся их секундантами (которые могут быть, а могут и не быть их владельцами) друг против друга в центр ринга... Если не считать малозначительных боев с невысокими ставками, шпоры обычно прикрепляет не владелец петуха, а кто-нибудь другой. Выводить или нет петуха на бой самому владельцу — это более или менее зависит от того, насколько он в этом искусен, мнение о значительности кого-либо опять-таки зависит от значительности боя. Когда же прикрепляют шпоры и выводят петуха на бой не сами владельцы, то это делают, как правило, их ближайшие родственники - брат или кузен — или очень близкие друзья. Таким образом, эти люди олицетворяют собой как бы продолжение идентичности владельца, о чем свидетельствует то, что каждый из них называет петуха «своим» и приговаривает: «Я сегодня бился с таким-то и таким-то». Тройки «владелец — прикрепляющий шпоры — секундант» обычно бывают довольно постоянными, хотя конкретные люди могут принимать участие в нескольких командах и меняться в них ролями."
17
А теперь о ставках.
18
"Во-первых, существуют два типа пари, или «то» (toh): одно главное пари, которое заключается в центре ринга между основными участниками состязания («то кетенга»), и множество второстепенных, которые заключаются вокруг ринга между зрителями («то кесаси»). Первое — обычно на крупную сумму, другие — обычно на мелкие. Первое является коллективным и заключается между союзами спорщиков, группирующихся вокруг владельцев петухов; другие индивидуальны и заключаются между отдельными людьми. Центральное пари — официальное... оно заключается обязательно с участием четырех или пяти, иногда семи или восьми человек - родни, деревенских приятелей, соседей, близких друзей. "
19
"Заключение пари вокруг ринга, после того как уже заключено центральное пари и сумма его оглашена, превращается в нарастающее крещендо криков. Те, кто ставит на петухов-аутсайдеров, делают свои предложения всем, кто только может их принять, в то время как те, кто ставит на фаворитов, но недоволен предлагаемыми суммами, выкрикивают столь же неистово масть петуха, давая понять, что они тоже отчаянно хотят сделать ставку, но только на более низкие суммы."
20
"По мере приближения того момента, когда секунданты выпускают петухов, крики — по крайней мере, в поединке,где центральная ставка велика, — становятся почти неистовыми, поскольку игроки, не нашедшие партнеров по доступным для себя ставкам, отчаянно стараются сделать это в последнюю минуту."
21
"Балийцы стремятся организовать интересный, если хотите, «глубокий» поединок, заключая центральное пари на как можно более крупную сумму, для чего петухи подбираются как можно более равные и внушительные, чтобы исход боя был, таким образом, как можно более непредсказуем. Это не всегда им удается. Примерно половина поединков получаются довольно незначительными и не очень интересными — я бы их назвал, пользуясь той же терминологией, «мелкими»."
"По большей части, петухи почти сразу же налетают друг на друга и начинают друг друга клевать, бить крыльями и ногами, в приступе животной ярости, такой полной и абсолютной и по-своему столь красивой, что это, можно сказать, почти абстрактная, платоническая идея ненависти."
22
23
"В мгновение ока один или другой из них наносит противнику удар шпорой."
24
25
"Секундант петуха, нанесшего удар, подхватывает своего питомца, чтобы не дать ему получить ответный удар, ибо в этом случае бой может закончиться смертью обоих петухов, так как они в ярости раздерут друг друга на части." В данном случае, победителю уже ничего не грозит, и он пытается добить.
26
За время, проведенное у ринга, я отсняла два боя и несколько подготовок, поэтому петухи на фотографиях мелькают разные. В эти моменты я поняла, что глубоко заблуждалась, считая петушиные бои долгими и красивыми. Каждая схватка пролетала мгновенно.
27
Фьють-фьють...
28
И один из петухов уже не может встать. Кровища прилагается.
"Если раненый петух, получив удар, все- таки оказывается способным нанести смертельный удар другому, то он официально признается победителем, даже если сам падает и испускает дух секундой позже." То есть проигравшим признавали того, что издохнет первым. Но при нас таких ситуаций не было.
29
"Проигравшего владельца не утешают. Люди отхлынивают от него, смотрят в сторону, оставляя его пережить свое мгновенное падение в небытие и давая ему возможность вновь обрести лицо и возвратиться целым и невредимым в бой. Да и победителей не поздравляют, все происшедшее не обсуждают; окончен поединок, и внимание толпы полностью переключается на следующий, без оглядки назад."
Со смертельно раненым петухом тоже не церемонятся. Тут же у ринга его потрошат и готовят к супу.
30
Острые шпоры не обязательно принадлежат владельцу петуха. Их можно арендовать у более ушлых и состоятельных. Говорят, такой набор стоит немалых денег.
31
Как замечает Гирц, бой влечет для игроков скорее не "денежный риск", а "статусный", т.е. балийцу важнее вернуться с ринга не со словами "Я выиграл столько-то", а "Я побил того-то". Ставки в центральных пари, которые мы наблюдали, были не слишком большими - по 50 000 рупий (чуть больше 5 долларов), во второстепенных пари - по 5 000 - 10 000. А 20% банка забирали организаторы церемонии, перед которой и устраивались эти бои.
Я знаю, после прочтения и просмотра, могут найтись возмущенные "дикими нравами" и просто те, кому "птичку жалко". Это понятно. Но лично я не могу сформировать какое-то свое однозначное отношение к петушиным боям и увлечению ими. После нескольких лет путешествий многое из того, что раньше казалось диким и непонятным, потом становится если не нормальным, так имеющим право быть. Все же это другие люди, не плохие не хорошие, просто другие. Так что мне в таких случая сложно рассуждать и тем более осуждать. Но особо интересующихся и чувствительных я бы предостерегла - петушиные бои - это быстро и кроваво. А картина чьей-то смерти так или иначе еще надолго останется перед глазами.
Напоследок покажу несколько интересных старых фотографий и картинок с сайта аукциона "Christies".
32
33
34
35
36
37
GERARD PIETER ADOLFS (The Netherlands 1897-1968)
Cock fight scenery, Bali
38
Willem Dooijewaard (DUTCH, 1892-1980)
Korf met hanen voor hanengevecht, Bali - Before the cock fight, Bali
39
удивительно сколько лет проходит а культура их остается
спасибо, всегда было интересно узнать более подробно:)
На здоровье! Спасибо, что осилили )
маша, очень хороший репортаж получился. традиция конечно "варварская", но на то она и традиция-) спасибо!
Птичек жалко 🙁
спасибо за прекрасный антропологический репортаж!
Очень интересный рассказ!
Как раз позавчера мы расспрашивали своего водителя о петушиных боях, он сказал, что люди проигрывают на них целые состояния. В деревне, где он живет, ставки доходят до 10 000 000 - 12 000 000 рупий. Может быть съездим, посмотрим.
Мощные у них там "отношения" ))
А у вас значит с инетом все ок?
все о.к. благодаря вам:)
Для меня это грустно, да 🙁 Жалко петухов, особенно когда у меня у самой дома птиц живет.
Обладай я полномочиями, я бы запретила такую традицию, также как и бой быков и т.д. и т.д.
Далеко не все то, что называется уважаемым словом "традиция" чудесно. Не все традиции стоит продолжать ИМХО.
Ну это как в Тулу со своим самоваром. Если бы вы пожили здесь лет этак с 20, может и не так думали бы ) Вполне возможно, что если Гирц прав, то такое "спасение птичек" приведет к криминальным последствиям среди людей. Ну да не нам пришлым и невтемным об этом думать.
фотографии как всегда на высоте!
Спасибо!
спасибо за интересный репортаж, исторические справки и фотографии. Давно вас читаю, ваш профессионализм растет быстро 🙂
Да какой уж тут профессионализм )) Нашла подходящий качественный текст и воспользовалась )
Отличный пост. Спасибо.
Очень интересный и красивый пост, прям настоящий бой столько ярости и агрессии))) А мне почему то не жалко, наверно потому что я раньше сама кур резала и чистила)))
Классный пост! Фото супер! очень интересно
Спасибо ))
Очень интересно, куда уходит корнями такая традиция, почему именно петухи так прижились в жизни балийцев и в народных метафорах? В опусе "Глубокая игра" об этом написано?
У него вроде не описано. Насколько я поняла из других источников - бои пришли на Яву из Индии (откуда, как считается, и пошли домашние куры), а затем и на Бали. Проведение их не требовало особых затрат и хлопот, поэтому они стали очень популярны.
Спасибо, Маша, мощнейший по своей пользе рассказ.
Гирцу тебя явно не хватало ) Кстати, спасибо и за него, и за сайтик тоже.
p.s.не вижу своего коммента в прошлом посте.
коротко о нём - проник всюду.
Хмхм, в спаме и корзине коммента нет, наверное он не смог отправится.
Спасибо за оценку ))
Тоже жалко птичек, засунуть бы этим балийцам перца в анальное отверстие, блин!
Традиция петушиных боев напоминает современные компьютерные игры. А петухи - это как аватары для балийцев. Воспитывать петуха - все равно что "прокачать" героя))
Птичку оно может и жалко... но если посмотреть поширше, то такое средство "выпустить пар" лучше, чем гражданская война и всякие классовые и личные разборки...
А если о традициях, то русские раньше друг другу морду били... что сказать?.. балийцам явно идея об аватарах раньше в голову пришла))
Клевое сравнение ))
Да, по началу птичек жалко стало ...
Но после прочтения этих строк:
"Со смертельно раненым петухом тоже не церемонятся. Тут же у ринга его потрошат и готовят к супу."
Жалость пропала. Конец у них у всех один - суп. В результате ли кровавого поединка или просто отрубания головы мясником 🙂
Кстати их местные единоборства между людьми (типа тайского бокса) тоже сильно напоминают петушиные бои между людьми. Видимо в этом менталитет местных жителей.
Интересно, я про единоборства еще не слышала, только про боевые танцы.
Наверное я ошибаюсь, на Бали люди не дерутся, но в Таиланде и его окрестностях точно такое дело должно быть.
Может видели старые боевички с Вам Даммом - "Кровавый спорт" и еще что-то в этом духе. Я главным образом оттуда знаю 🙂 А потом это хозяйство в моду у нас вошло под названием тайский бокс. Просто мне эти бойцы тайского бокса порой сильно напоминают двух разъяренных петушков. Вот такие аналогии 🙂
Да, наверное вы путаете с тайским боксом. Тут ничего похожего за пять месяцев мы и не увидели, но должны были хотя бы намеки заметить.